Упражнения для самостоятельной работыПроведите самопроверку для повышения эффективности работы команды
− Будьте открытыми, если члены Вашей команды выскажут Вам свое мнение относительно результатов Вашей деятельности – примите это и вынесите из этого урок.
− Следите за тем, чтобы Вы положительно отзывались о сильных чертах и способностях других и, по мере возможности, воздерживайтесь от критики других в Ваших беседах.
− Следите за тем, что и как Вы говорите о Ваших коллегах и членах Вашей команды.
− Старайтесь непосредственно напрямую поговорить с теми, кто не следует данным указаниям:
- Четко объясните влияние отрицательных комментариев на общие результаты работы и их восприятие командой
- Поговорите с этим человеком и попытайтесь выяснить причину его отрицательных комментариев. Мотивом для определенного поведения могут быть различные предпосылки – каковы предпосылки Вашего собеседника? Существуют ли веские причины для этих предпосылок? Как можно проверить такие предпосылки?
- При необходимости просто заявите, что выражение отрицательных ожиданий не приветствуется, и укажите на важность продолжения этим сотрудником его работы
Быстро оцените сложности, которые могут препятствовать эффективности команды, и вынесите их на общее обсуждение− Когда Вы анализируете какой-то вопрос, проблему или возможность, постарайтесь определить все вовлеченные стороны.
− Попросите каждого представить свое видение проблемы, попросите высказать идеи по решению данной проблемы, а также определите потребности и ожидания каждого члена команды.
− Внимательно выслушайте мнение каждого поблагодарите всех за участие и высказанные идеи.
Полезные советы:* Предложите другим членам команды сделать то же самое.
* Пусть члены Вашей команды поработают над этим вместе с Вами. Вовлечение членов команды в процесс определения задач будет способствовать их большей приверженности выработанным идеям.
Проанализируйте Вашу эффективность в передаче процесса принятия решений на самый нижний уровень в иерархии и делегируйте полномочия членам своей команды− Проанализируйте те виды деятельности, которые записаны у вас в графике и которые Ваша команда должна будет выполнить в следующем месяце.
− Определите членов команды, которым Вы поручите каждое из этих заданий.
− Укажите уровень полномочий, которым наделяется данный сотрудник для выполнения этой работы.
− Соответствующим образом адаптируйте свою руководящую деятельность.
− Проанализируйте свои результаты, задав себе следующие вопросы:
- Делегирую ли я основные полномочия только одному или двум членам команды?
- Принимаю ли я все решения сам?
- Могу ли я поручить какую-либо работу кому-нибудь, кто находится на более низком уровне в иерархии?
- Не чрезмерно ли я все контролирую, указывая тем, кому не нужна помощь, как следует решить проблему и как действовать?
Полезный совет:* Время, потраченное Вами на деятельность одного из участников процесса (например, составление отчета, проведение анализа, проведение переговоров с поставщиком), – это время, которое Вы не уделили руководству своей командой и обеспечению ее мотивации.
Избегайте деструктивного поведения, которое может нанести урон эффективности команды Например:
−
Прекращение дискуссии – заявление или действие, которое обрывает обсуждение и не предполагает его продолжения.
−
Ваши утверждения о том, что следовало бы сделать – такие выражения, как «Вам следует сделать это», звучат как поучающие и намекают на то, что я знаю это лучше, чем Вы.
−
Принижение – преуменьшать значение чьего-либо комментария неуместным ободрением, отвлечением на другую тему или переводом этого комментария в шутку.
−
Угроза – выражение намерения причинить вред.
−
Общение через кого-то другого – передача заявления, выражающего неудовлетворение, не напрямую, а через кого-то.
−
Чтение мыслей – самонадеянное предположение, что Ваше восприятие неявного сообщения является верным и не требует разъяснения, или же предположение, что другой человек умеет читать мысли.
−
Молчаливое недовольство – чувство возмущения или гнева по отношению к человеку, но отказ от обсуждения проблемы непосредственно с самим человеком.
−
Двойной смысл – передача сообщения, когда слова выражают одно, а язык жестов и отношение указывают на совершенно другое.
−
Осуждение/обвинение – обвинение или осуждение другого человека, часто сопряженное перекладыванием вины на других.
−
Преждевременный совет – предоставление немедленного совета кому-либо без учета чувств человека, не выслушав его и не оказав помощи в решении проблемы.
Полезный совет:* Эффективное общение с другими на равных улучшает взаимоотношения в команде и повышает эффективность ее работы. Передайте список примеров деструктивного поведения членам Вашей команды и попросите их прокомментировать его.
Упражнения для выполнения с руководителемПри распределении заданий и проектов необходимо разработать механизмы, позволяющие Вам и Вашему руководителю контролировать процесс выполнения поставленных задач
− Например, составление промежуточного отчета о ходе выполнения работ или планирование проведения регулярных совещаний, для того чтобы информировать свое руководство о выполнении поставленных задач.
− Информирование своего руководителя о наличии проблем на раннем этапе, пока они не стали более серьезными.
− Обращение к руководителю за предложениями, которые команда могла бы использовать для преодоления сложностей, продолжая при этом сосредоточивать внимание на достижении поставленной задачи.
Полезный совет:* В конце проекта уделите некоторое время обсуждению с Вашим руководителем того, каковы были успешные аспекты этого конкретного проекта. Выделите время на обсуждение проблемных областей, и того, как бы Вы их по-иному решали в будущем.
Упражнения для выполнения с другими людьмиЗапланируйте для Вашей бизнес-единицы / отдела специальное совещание (возможно, вне офиса) для обсуждения важных вопросов, касающихся результатов деятельности
− Составьте четкую повестку дня, а также определите конкретные цели, которых Вы хотите добиться на этом совещании, и проинформируйте об этом членов своей команды.
− Если члены Вашей команды работают в разных географических точках, подумайте проведении телеконференции, если Вы не можете всех собрать в одном месте.
− Используйте специальные совещания для выработки и согласования плана действий, a также укрепления доверия, боевого духа и вовлеченности всех членов команды в общее дело.
Разъясните приемлемые в команде поведенческие модели для повышения эффективности ее работы− Составьте для Вашего отдела / бизнес-единицы краткий список «норм» или «ценностей» (не более шести), которыми необходимо руководствоваться при принятии решений и в межличностных поведенческих моделях.
− Эти нормы могут быть чрезвычайно полезны при выработке определенной культуры отношений в Вашей команде
− Удостоверьтесь, что эти правила распространяются и на Вас. Например, если Вы содействуете созданию такого климата, который помогает разрешении конфликтов, то будьте также готовы решать любые конфликты или трудности, которыми Ваши непосредственные подчиненные могут сталкиваться в отношениях с Вами.
− Используйте эти нормы как директивы при обсуждении результатов работы решении межличностных проблем внутри команды.
Полезные советы:* Список можно было бы составить на совещании, где все члены команды могли бы участвовать в определении культуры отношений в команде.
* Проанализируйте уместность этих норм и для других отделов / бизнес-единиц компании «Ай-Би-Эм». Поделитесь своим опытом с руководителями других команд.
Попросите членов команды оценить эффективность команды. Проследите, чтобы были выявлены как сильные, так и слабые стороны
− Критерии оценки могут включать в себя следующее:
→ Ясность цели
→ Решение проблем
→ Принятие решений
→ Внесение изменений
→ Ориентация на клиента
→ Качество работы
→ Урегулирование конфликтов
→ Рабочие процессы
→ Обратная связь
− Оцените свою команду по каждому критерию в соответствии с данной шкалой:
→ 1 = Команда совершенно неэффективна
→ 2 = Команда слабоэффективна
→ 3 = Команда эффективна в некоторых ситуациях, но не во всех
→ 4 = В большинстве случаев команда эффективна
→ 5 = Команда всегда эффективна
− Пересматривайте результаты каждые три месяца. Запланируйте часть рабочего времени для работы над теми областями, которые соответствуют 1 и 2 уровню оценочной шкалы.
− Во время анализа подумайте об оценочных критериях. Не нужно ли что-нибудь добавить в этот список? Может быть, некоторые критерии уже неактуальны?
− Проводите эту оценку каждые три месяца для того, чтобы узнать, улучшается ли эффективность группы.
Полезный совет:* Следите за состоянием дел, анализируйте его, чтобы понять, нет ли каких-либо моделей для решения проблем в более слабых областях. Обсудите эти области с членами Вашей команды.
Предпримите конкретные шаги для сосредоточения усилий всех членов команды на достижении конечных целей и задач− Убедитесь, что каждый член Вашей команды понимает, какой вклад он или она вносит в общий успех проекта и группы.
− Помните, что для того, чтобы команда выполнила свои задачи, она должна работать слаженно.
− Помогите группе не отвлекаться от общей цели.
Полезный совет:* Вспомните, какие инструменты общения Вы использовали? Насколько они были эффективны? Что бы Вы могли использовать вместо них в следующий раз?