Актуальные статьи

От «стесняшки» до лучшего продавца

Пять лайфхаков, которые помогут вырастить из застенчивых сотрудников ярких профессионалов.


1.Не пытаться сделать интроверта «душой компании»
Надо найти в человеке потенциал и помочь ему проявляться на благо компании.
Интровертивность и командная работа не взаимосвязаны. Зачем выталкивать интроверта на сцену, если для него это стресс? Лучше пусть сделает сложный отчет. Подкидывать каждому специалисту помимо рутины задачи, которые разовьют индивидуальные навыки и личность, — задача руководителя.
2.Не давить, а «мягко подталкивать»
До определенного момента кажется, что сделать из интроверта «звезду» невозможно. Но этому может поспособствовать четыре вещи:
  1. Пример руководителя – энергичного экстраверта.
  2. Среда без давления. Руководитель подмечает застенчивость сотрудника, но не винит его за это. Приводит примеры, как еще можно поступать в той или иной ситуации.
  3. Профессиональный рост. Обучение, наставничество от начальника помогают сотруднику поверить в себя.
  4. Признание руководителем и коллегами.

3.Выстроить атмосферу творчества и сотрудничества

Среди сотрудников много талантливых, но неуверенных в себе людей. Что же помогает зажатым людям открыть в себе новые качества?
Основной «инструмент» для этого — атмосфера, которую создает первое лицо компании. Творчество и сотрудничество, а не соревновательность или, боже упаси – страх. Всегда приятно работать в коллективе, где руководитель и сотрудники помогают друг другу, где господствует культура: «Мы крутые!».
При этом атмосфера сотрудничества не исключает соревновательного элемента: хочешь соревноваться – пожалуйста! Но соревнуйся с самим собой. С собой вчерашним, с собой годичной давности. Для неуверенного в себе человека крайне важна поддержка коллег. Если удалоется настроить командную работу, будьте уверены самые застенчивые люди раскроют свои таланты и невероятно обогатят ими команду.
Расти можно не только «по вертикали», но и «по горизонтали». Важно понимать всем, что такой рост не менее уважаем в компании.
Раскрыть таланты застенчивых людей помогают и базовые инструменты управления:
  • Корректно и понятно ставить задачи.
  • Точное определять критерии оценки результата.
  • Придерживаться адекватной системы контроля результатов и процессов, которую понимают и принимают все сотрудники.
  • Выполнять обещания и прояснять сотрудникам свои ожидания.
Будьте честны со своими сотрудниками. Это помогает не только застенчивым. Не из каждого хорошего продавца вырастет хороший управленец, но почти из каждого хорошего продавца может вырасти продавец-звезда.

4.Все-таки «вытащить» робкого сотрудника на сцену

Американский ученый-психолог Адам Гранта пригласил обаятельного экстраверта для мотивационной пятиминутной речи, после которой в компании выросли результаты по KPI. Но для следующего выступлении он выбрал тихого застенчивого интроверта. И эффект от этого выступления повысил KPI в 2,5 раза больше, чем от выступления харизматичного спикера!
Данный опыт показывает, что тихие, сдержанные сотрудники вызывают больше доверия и оказывают на коллег более сильное влияние.

5.Научить давать обратную связь

Ольга (имя изменено) пришла в компанию на позицию менеджера по продажам в сфере B2B. В первые месяцы работы она болезненно реагировала на обратную связь со стороны руководителя, вела себя скованно и молчаливо. Хотя по ее мимике и жестам было видно, что она не соглашалась с некоторыми моментами. Руководитель это замечал, интересовался мнением Ольги, но не получал отклика. Начальник на собственном примере показал Ольге, как экологично проявлять эмоции, отстаивать свою точку зрения, например:
«Я не могу согласиться с вами. В моем коммерческом предложении было именно то, чего требовал клиент. Я не считаю необходимым предлагать заказчику еще 20 позиций, поскольку с его стороны подобного запроса не было. Есть риск, что клиент отдаст предпочтение более краткому КП. Кроме того, я ранее общалась с этим клиентом и понимаю, как лучше продать ему наш продукт».
Руководитель в точности предугадал реакцию Ольги и донес до сотрудницы, что:
  • Он может не замечать и не учитывать того, что видит Ольга. Поэтому важно, чтобы та давала обратную связь.
  • Если она не согласна с чем-то, то может говорить об этом.
  • Она имеет право злиться и делиться своими эмоциями вслух.
Таким образом, сотрудница начала чувствовать себя увереннее, а позже и сама возглавила отдел продаж.
Настойчивость и местами даже агрессия со стороны подчиненного —распространенная реакция. Сотрудники, которые всегда подавляли и скрывали негативные эмоции, не умеют выражать их конструктивно. Поэтому процесс проходит через три стадии:
  1. Подавление эмоций
  2. Вспышки эмоций/резкость
  3. Естественные реакции
Главное, что руководитель должен обращать внимание на характер и эмоции подчиненного, чтобы совместно достигать результатов в комфортной рабочей обстановке.