Новости автобизнеса

3 вида полного привода: какой подойдет именно вам?

Купить в салоне полноприводный автомобиль нетрудно. А легко ли сделать осознанный выбор и не разочароваться?
Большинство автовладельцев даже не догадывается, что современные автомобили оснащаются тремя вариантами полного привода. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, поэтому к выбору нужно подойти со знанием дела.
Специально для вас мы подробно рассказали об особенностях разных типов полного привода в этой статье.

Автоматический полный привод: за и против

Автоматический полный привод (AWD) — самое современное и массовое решение, в названии которого скрыт и принцип работы. В нормальном режиме движения автомобиль является моноприводным. При этом чаще всего ведущей становится передняя ось. Но на скользких дорогах при пробуксовке ведущих колёс крутящий момент передаётся на вторую ось. Поэтому часто такой тип привода называют Torque-On-Demand (крутящий момент по требованию).
Подключение полного привода происходит при помощи многодисковой муфты с электронным управлением. В начале активного применения эта технология страдала «детскими болячками», например задержкой подключения и неэффективным распределением крутящего момента.
Сейчас большая часть недостатков автоматического полного привода устранена — отклик многодисковых муфт занимает доли секунды, а электроника выбирает подходящий режим распределения крутящего момента.
Главное преимущество полного привода AWD — простота использования. Водитель не задумывается об алгоритмах системы, всю работу берёт на себя электроника. Так как обычно автомобиль перемещается в моноприводном режиме, у него низкий расход топлива. Ещё одно преимущество такой системы — малый вес и компактный размер. Поэтому её устанавливают и на небольшие автомобили.
Даже самые современные электромагнитные муфты склонны к перегреву при длительной работе под нагрузкой. Поэтому автоматический полный привод предназначен в первую очередь для лёгкого бездорожья. А в глубокой грязи и снегу муфта полного привода быстро перегревается и механизмы безопасности отключают этот узел, оставляя автомобиль с одной ведущей осью. Это главный минус автоматического полного привода.
Автоматический полный привод встречается на большей части городских кроссоверов. В качестве примера можно привести Changan Uni-K, Chery Tiggo 8 Pro Max, Exeed RX и OMODA C5 AWD.

Подключаемый полный привод: за и против

Подключаемый полный привод известен как Part-time 4WD или жёсткая схема полного привода. Это самая простая система, применять которую на автомобилях стали в первой половине прошлого века. Чаще всего она встречалась на американских Willys, позже ставших известными как Jeep. В такой системе полного привода тяга обычно передаётся на заднюю ось, в то время как передние колёса включаются в движение на жёсткой сцепке.
Когда такой полный привод активирован, задняя и передняя ось жёстко соединены друг с другом и вращаются с одинаковой скоростью. Это хорошее преимущество, ведь такой внедорожник легко преодолевает сложное бездорожье. Кроме того, сама конструкция подключаемого полного привода довольно проста и надёжна при правильном использовании. А возможность отключить одну ось позволяет снизить расход топлива при движении по дорогам общего пользования.
К минусам такого полного привода относится ряд ограничений. Так, при его включении управляемость автомобиля сильно падает, из-за того что колёса двигаются с равной скоростью, от этого повышается нагрузка на коробку передач и шины. Значительно увеличивается и расход топлива. Двигаться с постоянно включенным 4WD по обычным дорогам опасно как для водителя, так и для узлов автомобиля. Но неопытные автовладельцы могут не знать об этих нюансах и постоянно ездить с жёстко соединенными осями.
Примеры автомобилей с подключаемым полным приводом — все модели УАЗ, Jeep Wrangler, Toyota Fortuner и Tank 300.

Постоянный полный привод: за и против

Постоянный полный привод известен как Full-time 4WD, ведущими в нём являются обе оси. Отключить полный привод в таком случае невозможно, но в отличие от подключаемой схемы между осями расположен дифференциал. С его помощью колёса крутятся с разной скоростью, обеспечивая приемлемую управляемость.
Для эффективного движения за пределами дорог на автомобилях с Full-time AWD установлены блокировки дифференциалов, которые можно принудительно активировать. При этом механизм блокировки немного отличается в зависимости от конкретного автомобиля. В полноценных внедорожниках применяют самоблокирующиеся дифференциалы Torsen. А в более доступных аналогах чаще встречается муфта с электронным управлением.
Преимущества постоянного полного привода — надёжность и проходимость. Минус — повышенный расход топлива, так как оси невозможно «расцепить» даже на время. Кроме того, автомобили с таким полным приводом должны оснащаться блокировкой межосевого дифференциала, а это решение повышает стоимость авто.
В качестве примеров автомобилей с постоянным полным приводом приведём Lada Niva Legend, Lada Niva Travel, Toyota Land Cruiser, Toyota Land Cruiser Prado.

Какой привод лучше

Дать однозначный ответ на этот вопрос не получится. Всё зависит в первую очередь от потребностей водителя. Если вы в основном передвигаетесь по городу, а самое серьёзное бездорожье — выпавший снег и редкие просёлочные дороги, то идеальным выбором станет автоматический полный привод. А фанатам бродов и глубокой грязи, выезжающим в город только чтобы смыть с кузова комья земли, подойдёт полный привод по схеме Part-time. Если же вы балансируете между этими условиями эксплуатации, присмотритесь к постоянному 4WD. А главное помните: что чем лучше полный привод, тем дольше придётся идти за трактором.